Интернет- версия проекта MegaPlus.ru

на главную | обратная связь  

Выбираем видеокарту PCI Express.
Руководство для начинающих

Удачный дебют новой интеловской платформы для настольных компьютеров не только изменил представление об их возможностях в настоящем и будущем, но и вызвал множество вопросов относительно особенностей конфигурации. Недавно мы опубликовали статью, посвященную сборке компьютера на основе новой платформы, где поверхностно рассмотрели некоторые особенности выбора комплектующих, обеспечивающих оптимальное соотношение цены и производительности. Сегодня мы хотим несколько углубиться в процесс оптимизации конфигурации, и обратимся к теме выбора новой графической карты, выполненной под новую шину PCI Express 16х.

Появление на рынке большого числа различных графических карт, отличающихся незначительными архитектурными особенностями, а также рабочей частотой графического процессора и памяти, сильно усложнило задачу выбора. Конечно, можно не ломать голову, и купить видеокарту Hi-End-класса, которая, совместно с высокопроизводительным процессором, обеспечит высокий уровень производительности в ресурсоемких играх типа DOOM 3. Однако такое решение сложно назвать оптимальным, ведь стоимость такой видеокарты частенько достигает 500$, что не совсем разумно для запуска двух-трех современных игр. Намного разумнее будет приобрести карту mainstream-класса, которая, позволит получить высокий уровень производительности в 95% игр за 60-200$. В этой статье мы сравним семь графических карт mainstream-класса, что позволит вам сделать наиболее разумный выбор под ваши потребности.

Все тестовые карты mainstream-класса мы поделили на две группы. В первую вошли карты начального уровня (Low-End) Radeon X300 SE, Radeon X300 и NVIDIA GeForce PCX 5300.

Эти графические карты имеют очень похожие характеристики, включая тактовые частоты. Единственным отличием Radeon X300 SE от Radeon X300 является 64-битная шина памяти вместо 128-битной.

Во вторую группу вошли видеокарты NVIDIA GeForce PCX 5750 и NVIDIA GeForce PCX 5900, а также Radeon X600PRO и Radeon X600XT. Эти четыре карты можно условно поделить па парам, имеющим близкие характеристики. Так, Radeon X600PRO является прямым конкурентом NVIDIA GeForce PCX 5750. Эти карты имеют 128-битную шину памяти и используют похожие тактовые частоты, в то время как Radeon X600XT является конкурентом NVIDIA GeForce PCX 5900, которая имеет вдвое большую шину памяти – 256 бит, частично компенсируемую более высокими тактовыми частотами Radeon X600XT (процессор 500МГц, 704МГц память), что является большим преимуществом в играх, чья производительность напрямую зависит от пропускной способности, как, например UT 2004.

Для изучения возможностей графических карт mainstream-класса мы использовали достаточно мощную тестовую платформу с процессором Pentium 4 560 и 1GB DDR2 памяти. Вероятно, вы уже подумали: зачем тестировать mainstream-графические карты на высокопроизводительной дорогой платформе? На самом деле, основной задачей при конфигурировании тестовой платформы было устранение отрицательного влияния низкопроизводительной платформы на возможности графической карты. На практике это привело бы к тому, что производительность карты на основе GeForce FX5200 была бы на уровне 5900.

Производительность

Итак, изучение производительности мы начнем с теста 3DMark 2001, который позволит оценить относительный уровень производительности в стареньких играх.

Как вы можете видеть, в разрешении 800х600 абсолютным лидером является карта на основе GPU NVIDIA GeForce PCX 5900, показывая результат около 20000 pts, что, в принципе, не удивляет. Вслед за ней идет карта на основе GPU ATI Radeon X600 XT, которая показала результат 18285 pts.

При увеличении разрешения картина распределения производительности не изменилась. Правда, в разрешение 1024х768 мы можем отметить, что производительность бюджетных карт ATI Radeon X300 и ATI Radeon X300SE оказалась на уровне интегрированного интеловского GPU GMA900, а в разрешение 1280х1024 лидером стала карта ATI Radeon X600 XT, что мы объясняем более высокой тактовой частотой процессора и памяти.

Для получения грубой оценки производительности в современных играх мы использовали тест 3DMark 2003. Здесь мы также сможем увидеть относительное распределение производительности в зависимости от используемого разрешения.

В этом тесте мы наблюдаем идентичную картину распределения производительности. NVIDIA GeForce PCX 5900 остается лидером во всех разрешениях, включая 1280х1024, что обусловлено большей пропускной способностью шины памяти - отличительной особенностью многих современных игр.

Сделав грубые оценки распределения производительности, пришло время посмотреть, на что же способны наши тестовые платы в реальных играх, и начнем с самого ресурсоемкого теста DOOM 3, где использовали режим качества medium.

Как вы можете видеть, только в разрешении 800х600 видеокарты на чипах NVIDIA GeForce PCX 5900 и ATI Radeon X600 XT показывают играбельный уровень производительности. В более высоких разрешениях ни одна из видеокарт не позволила получить достаточный уровень производительности в установленном режиме качества.

В целом, полученный результат не удивляет. Ни для кого не секрет, что для того, чтобы нормально играть в DOOM 3, необходима графическая карта Hi-End уровня.

Для карт mainstream-уровня более реальным являются игры типа UT 2004, где мы наблюдаем вполне играбельный уровень производительности в разрешении 1280х1024 даже на 64-битных картах Low-End уровня. Что же касается производительных решений, то здесь мы видим преимущество видеокарты ATI Radeon X600 XT, которая заметно обогнала NVIDIA GeForce PCX 5900 с ее 256 битной шиной.

Для любителей старых добрых 3D-игр мы подготовили серию тестов на популярной в прошлом игре Quake III. Здесь наблюдается очень высокий результат даже в высоких разрешениях на Loц-End картах.

Что же выбрать?

Теперь, когда вы знакомы с уровнем производительности графических карт под шину PCI Express 16х в различных тестовых и игровых приложениях, пришло время делать выбор.

Тем из вас, кто хочет приобрести самую дешевую видеокарту, мы рекомендуем обратить внимание на ATI Radeon X300 SE и NVIDIA GeForce PCX 5300, которые стоят порядка 70-85$, и при этом обеспечивают неплохой уровень производительности в нересурсоемких играх, включая UT 2004.

Для достижения более высокой производительности, мы рекомендовали бы обратить внимание на карты, основанные на чипах NVIDIA GeForce PCX 5750 и ATI Radeon X600 Pro, правда, при этом придется выложить около 150$.

В этом случае удается максимально приблизиться к производительности NVIDIA GeForce PCX 5900 и ATI Radeon X600 XT, которые стоят порядка 240$.

И, наконец, в качестве оптимального решения мы предлагаем использовать карту на основе ATI Radeon X300, которая при цене примерно 120$ обеспечивает заметно большую производительность по сравнению с двумя младшими Low-End картами, и лишь незначительно отстает от NVIDIA GeForce PCX 5750 и ATI Radeon X600 Pro.

Мы благодарим компанию «IP Computers» (http://www.ipcomp.ru) за помощь, оказанную при подготовке этого материала. По вопросам консультаций и приобретения готовых компьютеров, обращайтесь по телефону в Москве: (095) 961-0009.